Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 29 г. Томска
18.11.2019, 21:36
Версия для слабовидящих








/ Урок биологии в 10 В классе Клетка – кирпичик жизни

Урок биологии в 10 В классе «Клетка – кирпичик жизни».

Учитель биологии Подушкина Елена Викторовна.

 

Цель урока: расширение знаний обучающихся о клеточной теории; поддерживание интереса к познанию живого; раскрыть практическое применение знаний о клеточной теории в настоящее время.

 

Оборудование: портреты ученых, таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки», натюрморты голландских живописцев, микроскопы, дидактический материал, материал для моделирования клетки.

 

Ход урока.

1. Формирование новых понятий и  способов действия.

Учитель.

Мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.  Давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».

 

Представление творческой группы ребят по данному вопросу.

           XVII век – век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе. XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе. Вы слышите, как звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время.

 

Звучит запись музыки Вивальди.

           Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. На доске работы голландских пейзажистов XVII века. И здесь вы видите прекрасные картины природы. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Кого вы сможете назвать? Какие открытия совершили переворот в воззрениях на строение живых существ?

 

Предполагаемые ответы обучающихся:

-1590год -  изобретение микроскопа;

-1665 год – английский физик Роберт Гук, рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил ячейки или клетки;

-1680 год – голландский исследователь природы Антонии Ван Левенгук открыл клетки животных – простейших.

 

            О, этот XVII век – век великих открытий, чудной музыки Вивальди, которая звучит сегодня на уроке. В этом же веке было сделано одно из самых великих открытий – была открыта биологическая клетка. Много времени прошло с тех пор, отшумел XVII век, на смену пришел XVIII век, потом XIX век. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями. Итальянец М.Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.Э. Пуркине, немцы М. Шлейден и Т. Шванн внесли свой вклад в изучение клетки.

(Звучит музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года».)

           К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить. Вы, конечно, узнали эту прекрасную музыку, символ эпохи XIX века, музыку П.И.Чайковского. Прекрасные «Времена года» напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех её частей. Природа всегда прекрасна – и в произведениях великих композиторов, художников, и в открытиях великих ученых - биологов. Не стоит на месте и наука XIX века, которая способна обобщить факты, накопившиеся за прошлые века, объяснить открытия. Кто же сделает это?

Вот  выдающиеся цитологии XIX века – Шлейден и Шванн. Повторить постулаты теории.

2.Применение сформированных понятий и способов действия.

Учитель.

1. Какие организмы бывают по строению?

(Одноклеточные и многоклеточные).

2. В чем выражается особенность одноклеточного организма?

(Одна клетка функционирует как целостный организм).

3. В чем выражается особенность многоклеточного организма?

(Клетки дифференцированы, но организм работает слаженно).

          На протяжении школьного курса биология мы знакомились с разными клетками. Давайте попробуем смоделировать клетку. На доске даны контуры клетки (мембрана и цитоплазма), на столе разложены органоиды клетки, вырезанные из бумаги. А вспомнить строение клетки нам поможет стихотворение.

Возьмем, к примеру: дом стоит из тыщи кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна, и в той стране столицей

Является ядро. Внутри него хранятся

Запасы хромосом –  дискеты с информацией.

В столице, как положено, от центра совсем рядышком,

От мира отгорожено главенствующее ядрышко.

А цитоплазма ширится огромным океаном,

Вокруг него границей – наружная мембрана.

И органы другие там трудом поглощены

Своим, согласно отраслям, на благо всей страны.

Все знают, без энергии придет всему конец.

Её даст митохондрия, работая, как ТЭЦ.

Заводов рибосомы работа нелегка –

Их вклад такой весомый при синтезе белка!

А эндоплазмы сети –  то транспорт для веществ.

Пути – дороги эти основа связи есть.

Ещё есть комплекс Гольджи, покуда полный тайн.

Его ты, если хочешь,  попробуй разгадай.

Ученым, чтоб решить секрет всех клеточных проблем,

Еще на много сотен лет работы хватит всем.

 

            Вы, работая в группе,  вспомнили и подготовили главное о строении клеток разных организмов. Сейчас представите свое выступление. В ходе представления заполняется выданная таблица «Линии сравнения»:

 

Структуры клетки

Бактериальная клетка

Грибная клетка

Растительная клетка

Животная клетка

Клеточная стенка

+ (пектин и муреин)

+ (хитин)

+ (целлюлоза)

 

Ядро

кольцевая ДНК

+

+

+

Пластиды

 

 

+

 

Рибосомы

+

+

+

+

Цитоскелет

 

+

+

+

Вакуоли

 

 

+

+

Центриоли

 

 

 

+

Мезосома

+

 

 

 

Запасной углевод

 

гликоген

крахмал

гликоген

Способ поглощения веществ клеткой

транспорт через клеточную стенку

 

фагоцитоз и пиноцитоз

фагоцитоз и пиноцитоз

 

1 пара – бактериальная клетка;

2 пара – грибная клетка;

3 пара – растительная клетка;

4 пара – животная клетка.

На доске появляются модели – рисунки клеток с особенностями в строении.

           Все клетки разные. Различия прозвучали. Когда мы сравниваем, то находим и черты сходства. Обобщаются черты сходства.

1. Единство структурных систем – цитоплазма и ядро.

2. Сходство процессов обмена веществ и энергии.

3. Единство принципа наследственного кода.

4. Универсальное мембранное строение.

5. Единство химического состава.

6. Сходства процесса деления клеток.

 

Ну а теперь, выполняя задание, давайте посмотрим, что мы запомнили, а что вызывает трудности.

Практикум.

Сделайте выбор самостоятельно, какой вариант вы будете выполнять.

1 вариант.

Распределите характеристики соответственно органоидам клетки (поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).

 

Органоиды

Характеристики

  1. Плазматическая мембрана
  2. Ядро
  3. Митохондрии
  4. Пластиды
  5. Рибосомы
  6. ЭПС
  7. Клеточный центр
  8. Комплекс Гольджи
  9. Лизосомы
  10. Цитоскелет
  11. Жгутики и реснички

А) Транспорт веществ по клетке, пространственное разделение реакций в клетке

Б) Синтез белка

В) Фотосинтез

Г) Движение органоидов по клетке

Д) Хранение наследственной информации

Е) Немембранные

Ж) Синтез жиров и углеводов

З) Содержит ДНК

И) Одномембранные

К) Обеспечение клетки энергией

Л) Самопереваривание клетки и внутриклеточное пищеварение

М) Движение клетки

Н) Двухмембранные

О) Связь клетки с внешней средой

П) Управление цитоскелетом и делением ядра

Р) Есть только у растений

С) Есть только у животных

 

2 вариант.

I.  Выберите правильный ответ.

1. Фотосинтез происходит:

А. в хлоропластах;    Б. в вакуолях;        В. в лейкопластах;                   Г. в цитоплазме

 

2. Образование РНК происходит:

А. в ЭПС;                   Б. в ядре;                 В. в комплексе Гольджи;         Г. в цитоплазме       

 

3. Ферменты, расщепляющие белки, жиры, углеводы, содержатся:

А. в рибосомах;         Б. в лизосомах;       В. в цитоплазме;                       Г. в ЭПС

 

4. Жиры и углеводы образуются:

А. в рибосомах;         Б. в комплексе Гольджи;     В. в вакуолях;             Г. в цитоплазме        

 

5. Белки, жиры и углеводы накапливаются про запас:

А. в рибосомах;        Б. в комплексе Гольджи;     В. в вакуолях;             Г. в цитоплазме  

     

II. Определите, правильно ли данное высказывание (да – нет).

  1. Рибосома состоит из двух субъединиц.
  2. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов – фотосинтез.
  3. Бактерии и грибы относятся к прокариотам.
  4. Молекула ДНК прокариотов имеет форму кольца.
  5. Органоиды – это непостоянные образования клетки.
  6. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.
  7. У прокариотов нет оформленного ядра.
  8. Жгутики и реснички различаются по длине.
  9. Пиноцитоз – это вид эндоцитоза.
  10. Митохондрии сходны с пластидами наличием собственных рибосом.

 

      Подведем итоги.

1. Согласны ли вы со следующими утверждениями? Если да, то почему?

Клетка – это элементарная единица жизни. Клетка – это открытая биологическая система.

Варианты ответа обучающихся.

        Клетка, по существу, представляет собой самовоспроизводящуюся химическую систему. Осуществляется обмен веществ между клеткой и окружающей средой. В каждой клетке есть цитоплазма и генетический материал в форме ДНК. ДНК регулирует жизнедеятельность клетки и воспроизводит самое себя, благодаря  чему образуются новые клетки.

2. Как развивается клеточная теория в настоящее время? Где применимы знания о клетке?

 - медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента,  искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения);

 - генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита:  при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток);

 - размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения);

 - клонирование (генная инженерия);

 - искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.

 

МАОУ гимназия № 29       E-mail: gimnasium29@avmailer.ru       Персональные данные на Официальном сайте МАОУ гимназии № 29 г.Томска об учениках, родителях учеников и о работниках гимназии размещены с личного их согласия.